Дистанционная Развивающая Информатика и Математика
2009-2010 учебный год

 Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Дорогие учащиеся!
  Приветствуем вас на странице дистанционного элективного курса "Дистанционная Развивающая Информатика и Математика". Наш курс рассчитан на один учебный год, весь процесс обучения будет разделён на 4 модуля, каждый по 2 месяца. В течение каждого модуля вы будете изучать несколько тематически объединённых разделов, выполнять самостоятельные и практические работы. В конца каждого модуля вас ждёт контрольная работа. Изучение учебных материалов и аккуратное выполнение всех заданий позволит вам развить логическое мышление, получить уникальные знания в области математики, информатики и информационной безопасности, подготовиться к сдаче ЕГЭ по информатике и ИКТ и поступлению в ведущие ВУЗы страны.
    Для вас доступны информационные ресурсы курса: библиотека ресурсов ДРИМ. В процессе обучения вы можете самостоятельно выполнять учебно-исследовательские проекты по информатике и другим предметам (с использованием информационных технологий) и присылать их на наш электронный адрес:  muk21-drim@rambler.ru. Мы с удовольствием включим ваши проекты в нашу библиотеку информационных ресурсов, авторы лучших проектов будут приглашены для выступления на выставке НТТМ-2010, которая будет проходить во Всероссийском Выставочном Центре (ВВЦ, г. Москва) в июне-июле 2010 года.

 

ПРОГРАММА ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ

I МОДУЛЬ

История развития вычислительной техники, архитектура современного ПК

    1 модуль, 1 раздел, 1 неделя (10-11 классы)
  
Как и вы, мы, разработчики данного курса, хотим, чтобы наше сотрудничество было максимально полезным, поэтому предлагаем вам пройти входное тестирование, которое позволит нам узнать уровень текущей подготовки каждого из вас. Этот тест не будет оцениваться, он нужен для выбора степени сложности учебной программы. Просим вас до 12 сентября выполнить тест и переслать его вашему локальному координатору (учителю, который проводит занятия в вашей группе). Тест "Информатика и ИКТ".
   После прохождения теста, изучите следующие ресурсы:
   1. Презентации:
   Знаковые фигуры в истории ЭВМ
   Мини-энциклопедия ПК
   2. Сайт:
   Краткий справочник по архитектуре современного ПК


   1 модуль, 1 раздел, 2 неделя (10-11 классы)
  
Изучите следующие ресурсы:
   Операционные системы (статья в Википедии)
   Просмотрите презентацию:
   История Apple
   Заполните кроссворд и до 19 сентября перешлите его вашему локальному координатору (учителю, который проводит занятия в вашей группе):
   История вычислительной техники

 

Операционные системы

    1 модуль, 2 раздел, 3 неделя (10-11 классы)
   
Изучите следующие ресурсы:
    1. Статья Мокрушина А.С."Операционные системы"

    2. Обзор дистрибутивов ОС Linux
    Заполните чайнворд "От абака до компьютера (А - Я)" и до 26 сентября перешлите его вашему локальному координатору (учителю, который проводит занятия в вашей группе):
    Чайнворд "От абака до компьютера (А - Я)"


    1 модуль, 2 раздел, 4 неделя (10-11 классы)
   
Выполните задания:
    1. “Информатика и ИКТ в занимательных анаграммах”
    Решите анаграммы и до 3 октября пришлите их вашему локальному координатору (учителю, который проводит занятия в вашей группе).
    2. Тест на знание операционных систем
    3. Написать эссе на любую из следующих тем: "История развития операционных систем", "Мой опыт работы с различными операционными системами", "Моя операционная система сегодня, её плюсы и минусы", "Операционная система будущего – какая она?". Формат выполнения: в редакторе Microsoft Word 97/2003 с использованием 12 размера шрифта "Times New Roman Суr" с одинарным межстрочным интервалом, абзац - 0,5 см, выравнивание по ширине. Не более двух страниц. Написанное эссе необходимо прислать вашему локальному координатору (учителю, который проводит занятия в вашей группе) до 3 октября.


Информация и формы её представления

    1 модуль, 3 раздел, 5 неделя (10-11 классы)
    Изучите следующие ресурсы:
    1. Информация и формы её представления
    2. Информация
    3. Единицы измерения информации
    Выполните задание:
    Азбука информатики в загадках
    Выполненное задание до 10 октября пришлите вашему локальному координатору (учителю, который проводит занятия в вашей группе).

    1 модуль, 3 раздел, 6 неделя (10-11 классы)
    Изучите следующие ресурсы:
    1. Передача информации
    2. Скорость передачи информации
    3. Носитель информации
    4. Представление графической информации в компьютере
    К следующему занятию подготовьте свои цифровые фотографии с разрешением 600 на 900 (портреты), - фотографии понадобятся для выполнения практической работы.

    1 модуль, 3 раздел, 7 неделя (10-11 классы)
    Изучите следующие ресурсы:
    1. Формула Хартли (Шеннона)

     2. Формула Хартли
     3. Формат хранения растровых изображений - BMP
     4. Метод сжатия графической информации - JPEG
    Выполните практическую работу «Представление графической информации». Выполненное задание до 24 октября пришлите вашему локальному координатору (учителю, который проводит занятия в вашей группе).

    1 модуль, 3 раздел, 8 неделя (10-11 классы) - заключительное занятие 1-го модуля
    Изучите следующие ресурсы:
    1. Юникод
    2. ASCII
    3.
Файловая система
    Ознакомьтесь с информацией, представленной на сайте Этика.
    Выполните:
    Игра "Лягушки"

    Со 2 ноября начинается II модуль, в рамках которого будут изучаться следующие разделы: "Этика в сети Интернет", "Работа в сети Интернет. Поиск и сортировка информации", "Создание и размещение в сети Интернет сайтов", "Решение числовых ребусов".

II МОДУЛЬ

Этика в сети Интернет

    2 модуль, 1 раздел, 9 неделя (10-11 классы)
 
   Изучите следующие ресурсы:
    1. Социальные сети
     Выполните задание:
    1. Тест Бурдона (программа) - запустите программу, прочитайте инструкцию, пройдите тест, полученные результаты сохраните как текстовый файл и до 7 ноября пришлите вашему локальному координатору (учителю, который проводит занятия в вашей группе).
    2. Задачи по логике и математике

    Выполненную работу до 7 ноября пришлите вашему локальному координатору (учителю, который проводит занятия в вашей группе).

    2 модуль, 1 раздел, 10 неделя (10-11 классы)
 
   Прочитать:
    1. Правила общения в Интернет-пейджерах (icq, qip, miranda, ...)
     2. Правила общения в Интернете
    3. Новичкам в сети
    4. Сетевой этикет
     Выполните задание:
    1. Напишите эссе на тему "Мои 10 правил общения в сети Интернет", в котором постарайтесь описать своё представление об этике в сетевом общении. Лучше эссе будет вывешено на сайте элективного курса в качестве образца. Формат выполнения: в редакторе Microsoft Word 97/2003 с использованием 12 размера шрифта "Times New Roman Суr" с одинарным межстрочным интервалом, абзац - 0,5 см, выравнивание по ширине. Не более двух страниц. Написанное эссе необходимо прислать вашему локальному координатору (учителю, который проводит занятия в вашей группе) до 12 декабря.


Работа в сети Интернет. Поиск и сортировка информации

    2 модуль, 2 раздел, 11 неделя (10-11 классы)
 
   Изучить следующие ресурсы:
    1. Презентация "Создание Web-сайта"
    2. Где найти информацию?

    2 модуль, 2 раздел, 12 неделя (10-11 классы)
     Изучить следующие ресурсы:
    1. Статья Алексеевой И.Ю. "Возникновение идеологии информационного общества"
    2. Интернет
    Выполните задание:
    1. Поиск информации в сети Интернет
    Выполненную работу до 26 декабря пришлите вашему локальному координатору (учителю, который проводит занятия в вашей группе).

 
Последнее занятие в 2009 году. 13 учебная неделя начнётся с 13 января 2010 года.
До 1 января 2010 года необходимо сдать все невыполненные работы.


Создание и размещение в сети Интернет сайтов

    2 модуль, 3 раздел, 13 неделя (10-11 классы)
     Изучить следующие ресурсы:
    1. Статья Калинина И.А. "Социальные сервисы Интернета" (на примере сайта www.wikipedia.org)
    2. Программа Front Page
    3. Элементы оформления Web-страниц
    4. Размещение на Web-странице текста и заголовков
    5. Создание сайта по шаблону www.narod.ru
    Дополнительно:
    1. Изучить остальные главы на сайте "Школа Майкрософт"
    Выполните задание:
    1. Создание сайта "Портфель достижений" - 1. До 18 января пришлите вашему локальному координатору (учителю, который проводит занятия в вашей группе) ссылку на созданный вами сайт. Сами файлы (созданные страницы) присылать не надо.  

    2 модуль, 3 раздел, 14 неделя (10-11 классы)
   
Изучить следующие ресурсы:
    1. Создание текстовых и графических гиперссылок
    2. Мультимедиа в сети Интернет
    3. Использование изображений, звука и видео для оформления Web-страницы
    4. Использование сложных элементов при оформлении Web-страниц
    5. Примеры и коды некоторых полезных форм и обработчиков
    Выполните задание:
    1. Создание сайта "Портфель достижений" - 2. До 23 января обновите свой сайт с учетом данного задания. Проверка будет произведена в 19.00 23 января.


Решение числовых ребусов, логических и математических задач

    2 модуль, 4 раздел, 15 неделя (10-11 классы)
    Изучить следующие ресурсы:
    1. Логико-математические методы решения числовых ребусов
    2. Решение логических задач
    Выполните задания:
    1. Задача Эйнштейна
    2. Азбука ребусов по развитию математического мышления. Выполненное задание загрузите на свой сайт "Портфель достижений", разместите ссылку на главной странице (index.htm) до 30 января.
    3. Нестандартные задачи. Выполненное задание загрузите на свой сайт "Портфель достижений", разместите ссылку на главной странице (index.htm) до 30 января.

    2 модуль, 4 раздел, 16 неделя (10-11 классы)
    Изучить следующие ресурсы:
    1. Метаграммы
    2. Анаграммы
    Дополнительно:
    1. Прочитать про Open Office
    Выполните задания:
    1. Логические последовательности чисел
    2. ИКТ в анаграммах
    3. Задачи-шутки
    4. Тест Айзенка на уровень IQ. Пройдите тест. После прохождения нажмите на клавиатуре клавишу PrtScr, чтобы "сфотографировать" результат. Откройте Microsoft Word и нажмите одновременно клавиши Ctrl и V, чтобы вставить изображение в документ. Используя средства Microsoft Word, обрежьте изображение так, чтобы было видно только окно с результатом пройденного теста.
    Выполненные задания загрузите на свой сайт "Портфель достижений", разместите ссылки на каждое выполненное задание на главной странице (index.htm) до 6 февраля.

    С 8 февраля начинается III модуль, в рамках которого будут изучаться следующие разделы: "Системы счисления", "Логика в информатике", "Теория алгоритмов", "Основы программирования".

 

III МОДУЛЬ

Системы счисления

    3 модуль, 1 раздел, 17 неделя (10-11 классы)
     Изучить следующие ресурсы:
    1. Презентация "История развития систем счисления"
    2. Презентация "Представление целого числа в позиционных системах счисления"
    3. Система счисления   
    Выполните задание:
    1. Омонимы по информатике и ИКТ

    Выполненное задание загрузите на свой сайт "Портфель достижений", разместите ссылку на выполненное задание на главной странице (index.htm) до 13 февраля.

    3 модуль, 1 раздел, 18 неделя (10-11 классы)
     Изучить следующие ресурсы:
    1. Позиционные системы счисления
    2. Унарная система счисления
    3. Комбинированные системы счисления
    Выполните задание:
    1. Альманах числовых заданий по информатике

    Выполненное задание загрузите на свой сайт "Портфель достижений", разместите ссылку на выполненное задание на главной странице (index.htm) до 20 февраля.
    Дополнительно:
    1. Олимпийские игры. Запустите презентацию. Постарайтесь ответить на предлагаемые вопросы. Нажмите левую кнопку мыши или клавишу пробел для отображения ответа. 

    3 модуль, 1 раздел, 19 неделя (10-11 классы)
     Изучить следующие ресурсы:
    1. Позиционные системы счисления. Арифметические операции.
    Выполните задание:
    1. Действия в позиционных системах счисления

    Выполненное задание загрузите на свой сайт "Портфель достижений", разместите ссылку на выполненное задание на главной странице (index.htm) до 27 февраля. Не загрузившие это задание на свой сайт до 6 марта, отчисляются с курса!
 

Логика в информатике

    3 модуль, 2 раздел, 20 неделя (10-11 классы)
     Изучить следующие ресурсы:
    1. Джордж Буль
    2. Булева алгебра
    3. Булева функция
    Задание: выучить наизусть все булевы функции от 2 переменных.

    3 модуль, 2 раздел, 21 неделя (10-11 классы)
    Просмотреть презентацию:
    1. Введение в алгебру логики
 
     Изучить следующие ресурсы:  
    1. Бинарные операции в алгебре логики
    2. Логические равенства
    3. Дизъюнктивная нормальная форма
    4. Конъюнктивная нормальная форма

    Выполните задание:
    1. Тест "Введение в алгебру логики". Выполненное задание загрузите на свой сайт "Портфель достижений", разместите ссылку на выполненное задание на главной странице (index.htm) до 13 марта.

    3 модуль, 2 раздел, 22 неделя (10-11 классы)
    Изучить следующие ресурсы:  
    1. Замкнутые классы булевых функций
    2. Битовые операции
    3. Комбинационная логика
    4. Логическое программирование
    Выполните задание:
    1. Русский паззл. После выполнения задания нажмите на клавиатуре клавишу PrtScr, чтобы "сфотографировать" результат. Откройте Microsoft Word и нажмите одновременно клавиши Ctrl и V, чтобы вставить изображение в документ. Используя средства Microsoft Word, обрежьте изображение так, чтобы было видно только окно с результатом выполненного задания. Выполненное задание загрузите на свой сайт "Портфель достижений", разместите ссылку на выполненное задание на главной странице (index.htm) до 20 марта.

    3 модуль, 2 раздел, 23 неделя (10-11 классы)
    Изучить следующие ресурсы:  
    1. Законы алгебры логики
    2. Факториал
    3. Комбинаторика
    Выполните задание:
    1. Решение логических таблиц
    Выполненное задание загрузите на свой сайт "Портфель достижений", разместите ссылку на выполненное задание на главной странице (index.htm) до 27 марта.

Теория алгоритмов

    3 модуль, 3 раздел, 24 неделя (10-11 классы)
    Просмотреть презентацию:
    1. Алгоритмы… Кругом алгоритмы!
    Изучить следующие ресурсы:  
    1. Алгоритм
    2. Алан Тьюринг
    3. Машина Тьюринга
    Дополнительно:
    1. Java-апплет, моделирующий машину Тьюринга
    2. Программная система моделирования работы машины Тьюринга
    Выполните задание:
    1. Азбука информатики в филворде и загадках

    Выполненное задание загрузите на свой сайт "Портфель достижений", разместите ссылку на выполненное задание на главной странице (index.htm) до 3 апреля.

    3 модуль, 3 раздел, 25 неделя (10-11 классы)
    Изучить следующие ресурсы:  
    1. Теория алгоритмов
    2. Тезис Чёрча-Тьюринга
    3. Класс сложности
    4. Блок-схема
    5. Машина Поста
    Выполните задание:
    1.
Тест "Алгоритмы"
    Выполненное задание загрузите на свой сайт "Портфель достижений", разместите ссылку на выполненное задание на главной странице (index.htm) до 10 апреля.

Основы программирования

    3 модуль, 4 раздел, 26 неделя (10-11 классы)
    Просмотреть презентацию:
    1. Обучающая программа по изучению языка программирования Бейсик
    Изучить следующие ресурсы:  
    1. Компьютерная программа
    2. Программирование
    3. Бейсик
    4. Паскаль
    5. Си
    6. Ада Лавлейс

    3 модуль, 4 раздел, 27 неделя (10-11 классы)
    Изучить следующие ресурсы:  
    1. Структурное программирование
    2. Объектно-ориентированное программирование
    3. Язык программирования С#
    4. Язык программирования Visual Basic
    5. Сравнение языков программирования. Обратить внимание на раздел "Терминология" в конце страницы.
    Выполните задание:
    1. Используя язык программирования С# или Visual Basic, напишите программу, которая будет находить сумму членов арифметической прогрессии. Пользователь вводит первый член, знаменатель и число членов прогрессии. Осуществите контроль данных, вводимых пользователем, на соответствие допустимому типу. При введении пользователем недопустимых данных программа должна выводить сообщение "Введены недопустимые значения! Попробуйте снова." и предлагать ввести данные вновь. Примерный текст, который должен увидеть пользователь при запуске программы:
    "Здравствуйте! Эта программа поможет Вам найти сумму членов арифметической прогрессии. Введите исходные данные."
    "Первый член:"
    [после ввода первого члена] "Знаменатель:"
    [после ввода знаменателя] "Число членов прогрессии:"
    [после ввода числа членов прогрессии] "Ответ:" + получившееся число.
    Выполненное задание загрузите на свой сайт "Портфель достижений", разместите ссылки на скомпилированную программу и исходный текст программы (в формате txt) на главной странице (index.htm) до 24 апреля.
     Примечание: Для написания программы рекомендуется использовать среду Microsoft Visual Studio 2005 (или более поздние версии). При отсутствии на вашем компьютере среды программирования, напишите программу в текстовом редакторе и разместите на сайте "Портфель достижений" только текст программы (в формате txt).

    С 26 апреля начинается IV модуль, в рамках которого будут изучаться следующие разделы: "Основы информационной безопасности", "Английский язык при работе с ЭВМ", "Основы дискретной математики и комбинаторики", "Решение типовых заданий ЕГЭ".

 

IV МОДУЛЬ

Основы информационной безопасности

    4 модуль, 1 раздел, 28 неделя (10-11 классы)
    Изучить следующие ресурсы:  
    1. Компьютерный вирус
    2. Антивирусная программа
    3. Spyware
    4. Рейтинг антивирусов 2010
    5. Основы информационной безопасности
    6. Анализ компьютерных вирусов
    Выполните задание:
    1. Зайдите на сайт www.klyaksa.net и пройдите 1 тест из 1 блока "Информация. Информационные процессы". После прохождения нажмите на клавиатуре клавишу PrtScr, чтобы "сфотографировать" результат. Откройте Microsoft Word и нажмите одновременно клавиши Ctrl и V, чтобы вставить изображение в документ. Используя средства Microsoft Word, обрежьте изображение так, чтобы было видно только окно с результатом пройденного теста. Выполненное задание загрузите на свой сайт "Портфель достижений", разместите ссылку на выполненное задание на главной странице (index.htm) до 1 мая.

Английский язык при работе с ЭВМ

    4 модуль, 2 раздел, 29 неделя (10-11 классы)
    Изучите следующие ресурсы:
    1. Краткий толковый словарь по информационно-коммуникационным технологиям

    2. Англо-русский словарь сокращений в области информационных технологи
    3. Англо-русский компьютерный словарь
    4. Русско-английский словарь
     Выполните задание:
    1. Английский язык для работы с ЭВМ
    2. Зайдите на сайт www.klyaksa.net и пройдите 5 тест из 2 блока "Устройство компьютера. Вариант 1". После прохождения нажмите на клавиатуре клавишу PrtScr, чтобы "сфотографировать" результат. Откройте Microsoft Word и нажмите одновременно клавиши Ctrl и V, чтобы вставить изображение в документ. Используя средства Microsoft Word, обрежьте изображение так, чтобы было видно только окно с результатом пройденного теста.
    Выполненные задания загрузите на свой сайт "Портфель достижений", разместите ссылки на выполненные задания на главной странице (index.htm) до 8 мая.

Основы дискретной математики и комбинаторики

    4 модуль, 3 раздел, 30 неделя (10-11 классы)
    Изучите следующие ресурсы:
    1. Дискретная математика

    2. Комбинаторика
    3. Дьячков А.Г. Теория вероятностей
    Дополнительно (для последующего изучения):
    1. Николаев В.И., Пашкин В.Я. Основы дискретной математики

    2. Шевелёв Ю.П. Дискретная математика. Часть 1. Теория множеств, Булева алгебра
    3. Шевелёв Ю.П. Дискретная математика. Часть 2. Теория конечных автоматов. Комбинаторика. Теория графов
    Выполните задание:
    1. Решите задания 1 и 2 из раздела "Комбинаторика. Классическая вероятность"

    2. Зайдите на сайт www.klyaksa.net и пройдите 3 тест из 1 блока "Алгоритмы". После прохождения нажмите на клавиатуре клавишу PrtScr, чтобы "сфотографировать" результат. Откройте Microsoft Word и нажмите одновременно клавиши Ctrl и V, чтобы вставить изображение в документ. Используя средства Microsoft Word, обрежьте изображение так, чтобы было видно только окно с результатом пройденного теста.
    Выполненные задания загрузите на свой сайт "Портфель достижений", разместите ссылки на выполненные задания на главной странице (index.htm) до 15 мая.

Решение типовых заданий ЕГЭ

    4 модуль, 4 раздел, 31 неделя (10-11 классы) - заключительное занятие
    Изучите следующие ресурсы:
    1. ФИПИ - Информатика
    2. Экзамены.ру - ответы на экзамен 2010 года по информатике для 11 класса
    Выполните задание:
    1. Зайдите на сайт www.klyaksa.net и пройдите 6 тест из 1 блока "Электронные таблицы". После прохождения нажмите на клавиатуре клавишу PrtScr, чтобы "сфотографировать" результат. Откройте Microsoft Word и нажмите одновременно клавиши Ctrl и V, чтобы вставить изображение в документ. Используя средства Microsoft Word, обрежьте изображение так, чтобы было видно только окно с результатом пройденного теста.
    Выполненные задания загрузите на свой сайт "Портфель достижений", разместите ссылки на выполненные задания на главной странице (index.htm) до 22 мая.

Внимание локальным координаторам! Для бесплатного получения сертификатов о прохождении курса необходимо до 24 мая прислать на электронный адрес muk21-drim@rambler.ru почтовый адрес и уточнённый список учащихся, указав свою должность и полное название учебного заведения.
Сертификаты будут высланы Почтой России до 1 июня.